Петроград - Витебск - Малаховка

Тема в разделе "Вести Малаховки", создана пользователем fl0cky, 14 июл 2017 в 13:26.

  1. fl0cky

    fl0cky Administrator Команда форума

    [​IMG]8 июля исполнилось 130 лет со дня рождения Марка Шагала. К этой дате был приурочен ряд мероприятий, проходивших на разных площадках Малаховки. Начались Дни Шагала с вечера в малаховском музее. Это символично: именно музей сегодня является главным хранителем исторической памяти посёлка, а Марк Шагал и его творчество — очень важная часть нашей культуры и истории. С 2012 года Дни Шагала здесь проходят регулярно.
    Шагал — предельно «странная фигура» в истории и отечественного искусства, в целом, и советского авангарда, в частности. «Странность» его в том, что он ускользает от каких-либо чётких, устойчивых, окончательных характеристик. Его творчество не соответствует, по большому счёту, ни одному из формальных направлений в отечественной живописи 1920-х годов, даже его личное отношение к этим направлениям несёт на себе печать некой двусмысленности. Мотивы его важнейших жизненных поступков, несмотря на обилие воспоминаний, свидетельств и мемуары самого художника, как правило, остаются скрытыми. Безусловно, любая личность — изначально больше тех внешних следов, что ей удаётся оставить во внешнем мире. О каждом художнике можно сказать, что его личность «не вполне понятна» исходя из его произведений, но, тем не менее, к личности Марка Шагала это относится в большей степени, чем к большинству его коллег и соратников по цеху. Отсюда — особый интерес к биографии этого художника. Каждое новое сообщение по теме «художник и его эпоха» стремится хоть чуть-чуть, но приоткрыть завесу тайны жизни этого человека. В итоге, впрочем, вместе с ответами появляются и новые вопросы, и ещё раз воспроизводится парадоксальная ситуация: чем больше мы знаем об обстоятельствах жизни Марка Шагала, тем менее он нам известен как личность.
    На вечере в музее сообщений, касающихся биографии художника, было два. Вначале Анна Юдашкина, руководитель Общества Шагала в Малаховке, рассказала о «втором витебском периоде» в жизни художника — времени, когда Шагал организовывал Витебское художественное училище и руководил им. А чуть позже сотрудник Государственной Третьяковской галереи Мария Валова выступила с докладом «Русские художники о революции. Взгляды Марка Шагала в контексте эпохи».
    Витебский период 1917-1920 годов для Шагала стал своеобразным пиком его социальной активности. Неудивительно, что этот период богат большим количеством документальных материалов. Сегодня эти документальные свидетельства притягивают к себе внимание не только историков, но и деятелей искусства. Недавно вышедший фильм «Шагал — Малевич» Александра Митты — тоже об этом. Ценность выступления Анны Юдашкиной была связана, во многом, с тем, что она знает Витебск не только по архивным фотографиям, но и «вживую», непосредственно. Уже много лет она является связующим звеном между музеем истории и культуры Малаховки и Витебским музеем им. М.З.Шагала. Благодаря этому обстоятельству в рассказе Анны Юдашкиной присутствовала связь между «вчера» и «сегодня», между «было» и «стало», что придавало дополнительный интерес рассказу. Сообщение преследовало и ещё одну цель: показать, при каких обстоятельствах Марк Шагал оказался у нас, в Малаховке, в качестве преподавателя местной еврейской колонии. С точки зрения слушателя, создалось впечатление, что к нам художник приехал не в лучшем психологическом состоянии, и его «витебский опыт» при всех своих удачах и достижениях обладал и серьёзным травматичным содержанием. По сути, Шагал покидал свою малую родину вынужденно, под давлением обстоятельств. Он проиграл «битву за училище», и о том, что после этого творилось в его душе, мы можем только догадываться...
    Содержание доклада Марии Валовой, посвящённый событиям 1917 года, их восприятию российской художественной элитой, невольно развил идею, присутствующую в предшествующем сообщении: теперь слушатели могли понять и прочувствовать те обстоятельства, главным образом «внутреннего», душевного характера, под влиянием которых Шагал покинул Петроград и уехал в Витебск. Доклад Валовой обладал чёткой «гносеологической установкой»: перед нами было именно исследование, стремящееся реконструировать духовную ситуацию, в которой оказалась художественная среда Петрограда в год глобальных перемен. Взгляды и настроения Марка Шагала проявляются на фоне очень солидной компании: Б.Н.Кустодиев, К.С.Петров-Водкин, В.Д.Поленов, Н.А.Удальцова, А.Н.Бенуа, М.В.Нестеров, всё тот же К.С.Малевич... Итогом такой реконструкции стала демонстрация того, как взгляды отечественной интеллигенции стремительно эволюционируют от состояния революционной эйфории февраля 1917-го к настроениям депрессии и, часто, отчаяния осени того же года... Доклад Марии Валовой был предельно насыщен фактами, и хочется лишь пожелать, чтобы со временем тема этого доклада стала основой более глобального исторического исследования. А у слушателей благодаря этому докладу опять-таки появлялись всё новые и новые вопросы, в основе которых — ощущение, что восприятие Шагалом революции не было столь однозначным, как порой принято считать, и движение по маршруту «Петроград — Витебск» напоминает бегство, аналогичное тому, что через три года осуществилось по маршруту «Витебск — Малаховка». И облачение рабочих в красные рубашки во время революционных торжеств в Витебске, и революционная риторика, неизбежная в условиях того времени, не должны вводить в заблуждение. В рамках подобной перспективы и последующая эмиграция художника выглядит лишь как некое относительное завершение того движения, что началось в 1917 году. Но вопрос, «от чего именно бежал Марк Шагал - от революции или от каких-то других внешних или внутренних обстоятельств?», остаётся открытым...
    Возможно, из-за такой фундаментальной неоднозначности, сопутствующей пониманию жизни Шагала, и возникает стремление по-новому взглянуть на те стороны творчества этого художника, которые для него самого не являлись основными: наброски, этюды, эскизы, работа в театре... Именно этим аспектам творчества Шагала был посвящён рассказ методиста музея Татьяны Андреевой, сопровождавшийся большим количеством иллюстративного материала.
    Впрочем, исключительно «исследовательской частью» вечер 8 июля не ограничился. В этом особенность сегодняшнего стиля нашего музея, точнее, его коллектива: на самых разных мероприятиях, связанных с самыми разными темами, работники музея всегда выходят за пределы «стандартных ожиданий», создавая нечто такое, что оказывается крайне неожиданным и, в то же время, очень интересным. Сегодня мы можем говорить о музее истории и культуры Малаховки как об одной из главных творческих площадок посёлка.
    На вечере, посвящённом Шагалу, коллектив музея подготовил театральную композицию: работники музея на время превратились в актёров. Задача перед труппой была поставлена глобальная: необходимо было реконструировать событие, которое сам Шагал считал экзистенциальным пиком своей жизни - момент знакомства с Беллой (Бертой) Розенфельд, которая, в итоге, стала женой и музой художника. Безусловно, воспроизведение этого события неизбежно несёт на себе печать условности, но с поставленной задачей Валерий Ирков, Людмила Шелухина, Татьяна Андреева и Алла Захарова справились. Публика смотрела этот мини-спектакль, затаив дыхание.
    Но главный сюрприз, подготовленный коллективом музея, состоялся в финале вечера. В значительной степени он соответствовал одной из главных эстетических идей советского авангарда — уничтожению границы между художником и зрителем. В конце вечера зрители превратились в художников. Им было предложено самостоятельно расписать фигурку «шагаловского петушка». Заготовки, краски и даже конверты, в которые можно было положить свежерасписанную птичку, были подготовлены заранее. А дальше произошло то, что отчасти может быть названо перформансом: самые разные люди, среди которых были и профессиональные художники, и те, «кто держит кисть в руках один раз в двадцать лет», самозабвенно расписывали деревянные фигурки. Предполагаю, что, если бы это мог видеть Марк Шагал, то он аплодировал бы организаторам этой художественной акции.
    На вечере Марка Шагала нашлось место и для современной живописи. В течение июля в музее будет проходить выставка художника Арины Грудиной, которая сама представила свои произведения. Грудина — художник молодой, главные творческие свершения у неё впереди, но и те картины, что она уже успела написать, вызывают интерес. В основном, на выставке представлены эскизы к театральным декорациям. Обращает на себя внимание, в частности, декорация к спектаклю «Маленькие трагедии»: сцена и зал оформлены как телевизионная студия, соответственно, Моцарт и Сальери оказываются участниками современного ток-шоу...
    А ещё в этот день в музее звучала музыка, за что большое спасибо педагогам Детской школы искусств им.Л.И.Ковлера Илье Кронфельду и Александре Ковалёвой, исполнившим «Еврейский каприс» Александра Крейна.
    С.Иванников
    Из материалов газеты "Малаховский вестник".
     

Поделиться этой страницей