Дивный и таинственный Алтай

Тема в разделе "Вести Малаховки", создана пользователем fl0cky, 19 апр 2017.

  1. fl0cky

    fl0cky Administrator Команда форума

    [​IMG]Евгений Крючков известен многим как заведующий экспозиционным залом малаховского музея истории и культуры. Ни одна выставка в стенах учреждения не проходит без его непосредственного участия. И вот, наконец, Евгений Николаевич проявил себя не только как организатор, но и как талантливый живописец, представив на суд зрителей свои работы под общим названием «Былое в грядущем».
    <strong>Недооценённый гений слова</strong>
    Выставка Крючкова посвящена писателю, журналисту и общественному деятелю Георгию Гребенщикову. Будущий литератор Гребенщиков родился в 1882 году в селе Каменёвка на Алтае в семье горного рабочего. Начальную школу он так и не окончил, после четвёртого класса стал работать на благо семьи — был мойщиком посуды, санитаром, учеником аптекаря, помощником лесничего. В это время Георгий начал увлекаться книгами. Его первый литературный опыт датируется 1904 годом, когда в местных журналах под псевдонимом «Крестьянин Г.» он опубликовал несколько своих рассказов, стихов и очерков. В 1906 году вышла в свет его первая книга «Отголоски сибирских окраин», через три года его пригласили в Томск в журнал «Молодая Сибирь» в качестве ответственного секретаря.
    1910-1911 годы стали насыщенными и важными для Гребенщикова. Он путешествовал по Алтаю и, возвратившись оттуда, писал исторические и этнографические заметки под названием «Алтайская Русь». В 1912 году Гребенщиков устроился на работу редактором в барнаульскую газету. Вместе с журналистским мастерством он совершенствовал и писательский опыт — создал ряд значительных художественных произведений. При содействии Максима Горького, с которым Гребенщиков находился в переписке, он начал печататься в столичных журналах «Современник» и «Летопись».
    С 1916 года Гребенщиков служил военным корреспондентом от «Русских ведомостей». В его публикациях зачастую просматривались антивоенные взгляды, которые особенно ярко выражены в его романе «Чураевы». Октябрьские события в России писатель не принял, в 1920-м покинул страну и вскоре перебрался во Францию. Там он познакомился с Николаем Рерихом, и они совместно создали издательство «Алатас». Спустя годы Гребенщиков переехал в Америку, где в Коннектикуте основал село Чураевка - уголок для труда, отдыха и единения мастеров литературы, искусства и науки. Здесь из-под пера мастера вышли семь томов романа «Чураевы». Этот труд оказал сильное влияние на литературные вкусы и чаяния русской эмигрантской молодёжи.
    За 45 лет, которые Гребенщиков прожил за рубежом, он опубликовал около тридцати томов публицистических и художественных произведений, стихов на английском и русском языках, десятки рассказов, очерков, драм. К этому списку можно добавить шестьсот лекций, прочитанных им в Штатах. Долголетний литературный труд писателя отмечен большим количеством международных наград и почётных учёных степеней.
    <strong>Отец и сын</strong>
    Творчество выдающегося писателя вдохновило Евгения Крючкова на создание целой серии работ. Когда его отец Николай начал подробно изучать биографию Гребенщикова и его работы, то выяснилось, что они с именитым писателем были земляками. Что касается Николая, то свои произведения он посвятил родному краю, любимой родине. Будучи студентом, он публиковал стихи в газетах «Советская Сибирь» и «Молодость Сибири».
    После окончания института Крючков-старший начал работать на комбинате - родная Каменёвка была снесена, на её месте образовался карьер по обработке медной руды. В это время он постоянно печатался, в том числе в газетах «Славянка», «Ленинское знамя», «Рудный Алтай». Помимо очерков и репортажей, в свет вышли пять сборников стихов и две книги - «Трудовая слава Николаевки» и «Вспоминая былое». Николай Крючков сыграл большую роль в популяризации творчества Гребенщикова. При его непосредственном участии и по его произведениям были сняты фильмы о писателе.
    Вдохновлённый примером отца, Евгений Крючков тоже погрузился в глубокую историю и этнографию Алтая. Будучи студентом Кемеровского художественного училища, он приезжал домой писать этюды. В московский Союз художников Евгений вступил, представив цикл графических работ «Алтайский эпос», в основе которых лежали произведения Гребенщикова. В этих картинах видно стремление передать всё богатство и загадочность родины. Сюжеты насыщены многообразием природы, живых существ, эпических героев. На Алтае живёт множество народов, формируются целые культуры - всё это нашло воплощение в картинах Крючкова.
    В Союзе писателей Евгений вместе с отцом устраивал выставку, посвящённую Гребенщикову. Их труд не остался незамеченным: в 2009 году Петровская академия наук и искусств наградила их медалью за книгу, посвящённую выдающемуся русскому писателю.
    <strong>Малаховский мастер</strong>
    Уже в три года Евгений отлично рисовал самолёты и танки, в тринадцать — организовал в школе свою первую персональную выставку. Сегодня он участник выставок по всей стране и за рубежом, его работы находятся во многих музейных и частных коллекциях. А в барнаульском краеведческом музее есть зал, посвящённый Георгию Гребенщикову, где среди экспонатов выставлены две работы Евгения — «Портрет Гребенщикова» и «Егоркина жизнь».
    Во многих российских вузах Евгений читал лекции по истории искусства и дизайну - книжному, графическому, интерьерному, ландшафтному. Сегодня зачастую можно увидеть, как он проводит в малаховском музее мастер-классы для детей по живописи в стиле импрессионизма.
    Различные техники письма, многообразие освоенных стилей и обширные знания традиций и обычаев воплотились в очень разносторонней экспозиции «Былое в грядущем». Безусловно, в картинах просматривается азиатский колорит. Но больше всего впечатляет то, как художник доносит древнейшую, уходящую корнями в загадочный мир шаманов и целителей историю Алтая. В каменных истуканах и вековых горах, изображённых с точной топографией, просматриваются настоящие образы и человеческие лица. Каждый камень как будто олицетворён и наделён сущностью. В работах отчётливо прослеживается влияние Гребенщикова, хотя автора узнаёшь сразу:
    <em>«Разножанровые работы, интересные технологические находки. Очевидно, это не рефлексия на творчество выдающегося земляка, а итог зрелой позиции художника, не теряющего ментального родства с родиной, осмыслившего свои корни, определившегося с творческой миссией» (искусствовед Л.Сидоренко). </em>
    Первое полотно выставки — портрет Георгия Гребенщикова. На нём мастер изображён на фоне луговых просторов и красочных гор, на фоне своей любимой родины. Остальные картины погружают посетителя выставки в прекрасный живописный мир Алтая. Здесь и иллюстрации легенд, особые воспоминания из детства, красота горной природы. Удивительным образом в полотнах реалистичные вещи переплетаются с поэтическим вымыслом. В каждой картине присутствует особая энергия, сюжеты наполнены духовностью. Коллекция Крючкова — глубокая философская разработка, раскрывающая всю глубину внутреннего мира автора и его неординарный подход в восприятии окружающей действительности.
    ***
    Гребенщиков был знаком со многими видными литературными деятелями, в том числе и писателями Телешовского круга, внёсшими огромный вклад в культурное наследие Малаховки. Неудивительно, что человек таких широких культурологических взглядов считался одним из передовых мыслителей своего времени. Сейчас о Гребенщикове мало кто знает. Как писатель в эмиграции он был забыт. Но постепенно любовь к его творчеству возрождается и в современной России.
    Евгений Крючков рассказал, что проводит исследование, подтверждающее связь Гребенщикова с Малаховкой. Возможно, именно здесь у писателя были встречи с Буниным или Шаляпиным. Выставка «Былое в грядущем», по словам автора, это низкий поклон писателю-земляку, который повлиял на развитие культурологии и литературы. Работы Евгения — это способ пропаганды и популяризации творчества забытого писателя, написавшего более тридцати томов художественных и публицистических произведений об Алтае и Сибири.
    А.Смирнова
    <em>Алтай полон тайн, загадок, населён мифами и легендами. Вас ждёт открытие глубин целого мира знаков и символов. Выставка Евгения Крючкова «Былое в грядущем» продлится до 30 апреля. </em><em>
    </em><em>Ул. Шоссейная, д.40 (бывший клуб «Шахтёр»), 8-495-501-42-44, сайт malmuseum.ru.</em>

    Из материалов газеты "Малаховский вестник".
     

Поделиться этой страницей